Л.В. Брегель, Ю.М. Белозеров, В.М. Субботин
Обследовано 17 детей в возрасте от 1 года до 14 лет (средний возраст 7,5 года) с болезнью Кавасаки на различных стадиях заболевания. Отмечено, что имеет место гиподиагностика болезни Кавасаки в связи с недостаточной осведомленностью врачей, поскольку заболевание обычно протекает под клиническими масками острых инфекционных заболеваний, недифференцированного коллагеноза либо инфекционного эндокардита. С помощью клинико-инструментального исследования, включая цветовую допплерэхокардиографию, установлена высокая частота кардиоваскулярных осложнений, при этом поражение сердца характеризовалось признаками коронариита (14 детей), эндокардита (13), миокардита (12). Столь высокая частота кардиоваскулярных проявлений болезни Кавасаки по сравнению с данными зарубежной литературы может быть связана с запоздалой диагностикой заболевания и неадекватным лечением в ранние сроки. Отмечена высокая эффективность терапии аспирином с тренталом как в острый, так и в отдаленные периоды болезни.
Ключевые слова:
С конца 70-х годов болезнь Кавасаки встречается в большинстве стран мира со стремительно возрастающей частотой. Отсутствие статистических и клинических данных относительно этой болезни в России связано, на наш взгляд, с недостаточной осведомленностью врачей и гиподиагностикой, хотя болезнь Кавасаки включена еще в МКБ-9 под названием (шифр 446.1).
васкулит.
В США болезнь Кавасаки считается одной из двух (еще ревматизм) основных причин приобретенных заболеваний сердца и сосудов у детей, причем по частоте она опережает ревматизм [4], заболеваемость которым продолжает снижаться, в то время как распространенность болезни Кавасаки возрастает.
Материал и методы исследования
Исходя из диагностических критериев, предложенных T. Kawasaki [2], мы диагностировали и проанализировали клинические особенности заболевания у 17 детей в возрасте от 1 года до 14 лет (средний возраст 7,5 года). Детей белой расы было 15, монголоидной расы - 2; мальчиков - 9, девочек - 8 (соотношение полов 1,1 : 1).
Использовали методы: анамнестический, клинические, стандартную электрокардиографию, суточный мониторинг ЭКГ, одно- и двухмерную эхокардиографию, допплер-эхокардиографию (скоростная и энергетическая), цветное картирование потоков, лабораторные биохимические, серологические, бактериологические. Кроме того, для исключения инфекционного эндокардита выполнялся 3-кратный посев крови на стерильность. В связи с подозрением на аутоиммунные диффузные заболевания соединительной ткани была 4-5-кратно исследована кровь на LE-клетки. Для дифференциальной диагностики с инфекционными заболеваниями всем детям были проведены неоднократные серологические исследования на псевдотуберкулез, сальмонеллез, тифопаратифозную группу.
Согласно данным литературы, выделено четыре периода болезни: I (острый) - до 9 дней, II - до 25-го дня, III - до 36-го дня, IVА - 40 дней - 6 мес, IVБ - 7 мес - 6 лет [5].
Результаты исследований
Наиболее часто при появлении симптомов болезни Кавасаки у детей подозревались вначале такие заболевания, как краснуха, скарлатина, ОРВИ, аденовирусная инфекция, но в связи с длительностью и резистентностью симптоматики диагноз далее был трансформирован в диагноз псевдотуберкулеза, недифференцированного коллагеноза либо инфекционного эндокардита (табл. 1). Только одному ребенку участковым педиатром был сразу установлен правильный диагноз.
парацетамол, волпан) был кратковременным или отсутствовал. Только у 3 детей, получавших в первую неделю болезни аспирин, фебрильная температура исчезала либо снижалась на несколько дней, но после быстрой отмены аспирина возобновлялась. Применение антибиотиков, в том числе резервных (цефалоспорины второго - четвертого поколения, аминогликозиды), которые назначались большинству детей - 13 в связи с ошибочным первичным диагнозом, также не купировало лихорадку.
Экзантема была полиморфной - пятнистая и уртикароподобная у 13 детей, мелкоточечная геморрагическая в сочетании с розовой пятнистой - у 2. В отличие от других инфекционных заболеваний (корь, скарлатина, краснуха, ветряная оспа) не отмечалось избирательной локализации сыпи и этапности высыпаний, и вне зависимости от характера сыпи она часто встречалась на ягодицах. Если сыпь была мелкоточечной розовой, то она не приподнималась над поверхностью кожи, как при скарлатине, а после ее исчезновения, как правило, у 16 детей не оставалось пигментации. Часто сыпь напоминала таковую при краснухе, но в отличие от нее впоследствии наблюдалось шелушение кожи конечностей.
Катаральные изменения слизистых оболочек полости рта встречались у всех детей, причем ангина и/ или фарингит - у 16 детей, сухость и трещины губ - у 13, язык - у 8. Ангина была катаральной и никогда - гнойной. В отличие от кори не отмечалось энантемы твердого неба и пятен Филатова - Коплика. Изменения слизистых оболочек полости рта напоминали таковые при скарлатине, однако они не сопровождались характерной для скарлатины экзантемой с избирательной локализацией и этапностью высыпания, и, кроме того, назначение антибиотиков не давало никакого эффекта в отношении лихорадки, динамики клинических симптомов и изменений в крови.
Увеличение и болезненность шейных лимфатических узлов нередко служили основанием для постановки предположительного диагноза краснухи, обострения хронического тонзиллита. Шейный лимфаденит, как и описывается в литературе, никогда не был гнойным. Даже при резком увеличении лимфоузлов шеи и подчелюстной области (до 3-4 см в диаметре) положительный эффект от антибиотикотерапии и физиолечения отсутствовал.
Двусторонний катаральный конъюнктивит, наблюдавшийся в первые 2 нед у большинства больных, обычно расценивался педиатрами как симптом обычной ОРВИ либо инфекционного заболевания.
Обращают внимание характерные изменения кожи конечностей. Часто у наблюдавшихся детей встречалось шелушение, причем не только ладоней и подошв, но также кожи над коленными суставами и в области голеней. У 7 детей отмечалась пятнистая либо сливная гиперемия ладоней и стоп. При наличии полного спектра клинических симптомов, длительной лихорадки и высокой активности лабораторных показателей была резко выражена отечность и отмечалась яркая гиперемия кожи конечностей по типу и - у 2 детей.
Написать комментарий